Миры Виктора Новикова

 

 

Вы хорошо разбираетесь в политике? Вам не чужды закулисные и подковёрные игры сильных мира сего? Вы знаете, как выходят в эфир новости? Вы считаете, что понимаете, о чем думает мусульманин, для которого слово джихад не просто слово, а священная война? На эти и многие другие вопросы ищут ответ герои романа «Мир по Новикову». Автор романа Андрей Гусев, писатель и журналист, ведёт с читателем серьёзный разговор о современной жизни. Раскройте глаза на те события, которые происходят в стране, не делайте вид, что всё хорошо. Это не так. Гибель подлодки «Курск», трагедия «Норд-Оста», взрывы в метро и многое другое — вами уже позабыты? Кому нужна война в Чечне? Почему нельзя её прекратить?

Герой романа Виктор Новиков, художник по профессии, человек маленький, лишний в этом мире, потому что никак не может приспособиться и чувствовать себя хорошо в жестком, алчном и нечестном мире, в котором всё перевернуто с ног на голову. Он не идеальный герой, а живой человек со своими достоинствами и недостатками. Картины его не находят спроса, распадается семья, уходит любимая девушка, в голове полный бардак… Такой же как и во всей русской жизни. Интересно то, что одни и те же вопросы освещаются Гусевым с двух точек зрения: мужской и женской, причем обе психологически достоверны. Однако я не думаю, что это психологический роман, как написано в аннотации к книге, скорее, это роман-апокалипсис, роман-предостережение, роман-осмысление. Это попытка ответить самому себе на вопрос: доколе униженные и оскорбленные своим же правительством русские люди будут закрывать глаза на происходящее в стране и мириться с этим?

«Мир по Новикову» состоит из четырех частей: «Российская история 95», «Портреты его грез», «Повелитель пчёл» и «Сто лет со дня рождения». Каждая часть и удивительно обособлена, самостоятельна, и, в то же время, неразрывно связана смысловыми нитями со всеми остальными. Политика, секс, культура, отношения в семье, религия — всё это есть в таком небольшом по объему романе. Единственное, чего здесь нет, так это «воды», многочисленных лирических отступлений, философско-изысканных отстраненных размышлений и этакого кичливого самолюбования. Это эпопея общества в состоянии войны. Война и мiр.

Заканчивается роман повестью «Новый Армагеддон», историей простого вайнахского парня Мусы, выросшего при советской власти и верившего ей до поры. Он выбрал свой путь, путь террориста, который готов умереть за свои убеждения, за то, чтобы война прекратилась, дав, наконец, свободу чеченскому народу. Да, это страшно. Но не менее страшно то, что русские, определившие себя богоизбранным народом, считают себя вправе решать судьбы других. Живите своей жизнью и оставьте тех, кто имеет другую точку зрения, не пытайтесь навязать свой образ мышления, свой «рай», свои убеждения. Учитель Мусы Сейран предупреждает его: «Ты должен знать… нас будут называть террористами и пугать нами маленьких детей. Да, если сопротивляться, когда у тебя отбирают всё, то тебя назовут террористом. Всех нас постараются превратить в новых изгоев».

На другой стороне этой повести простая русская девушка — Надя, Надежда, операционная медсестра в госпитале ФСБ. Человек, спасающий жизни, дающий надежду, но и человек, постоянно сталкивающийся с кровью и смертью, только с другой стороны. Ей не повезло — она оказалась в том роковом вагоне метро на станции Автозаводская, где произошёл взрыв. О чём она думает, ступая на эскалатор метро?

Случайно Надя и Муса встречаются в маленьком баре, но не знакомятся, хотя и замечают друг друга. Их отношения невозможны, они на разных полюсах. В современном мiре, то, что могло бы стать любовью и нести жизнь, превращается в ненависть и смерть. Они антонимы. Антиподы.

Кто прав? Чья позиция безупречна? Воины джихада не щадят русских женщин и детей, но и русские лётчики сбрасывали бомбы на мирные аулы горцев, которым «оставалось только прятать маленьких детей в подвал, делая вид, будто это весёлая игра и понимая, что подвал при прямом попадании бомбы станет общей могилой».

Андрей Гусев пытается объяснить, раскрыть глаза читателю на реальное положение дел. Он не оправдывает джихад, он объясняет его. И от этого ещё горше. Они не изверги, они хотят мира и свободы. Так дайте же им это, черт возьми! И тогда мы тоже сможем вздохнуть спокойно, сможем ездить в метро и не выскакивать из поезда, заметив подозрительное лицо или объёмную сумку. Мы сможем не бояться дня, который наступит завтра.

Постепенно от одного к другому маленькие эпизоды жизни Виктора Новикова складываются в одну большую многоплановую картину современной российской действительности, той действительности, которую большинство предпочитает не замечать.

Автор, подводя итоги своим размышлениям, говорит, что: «…это история о том, как догматический мир — мусульманский, христианский, коммунистический — убивает человека ещё при жизни. Маркс, Фрейд, Христос — любая система окажется концлагерем, если принимать её полностью и без иронии. Реальность не может укладываться ни в какую схему». Она и не укладывается. Совсем.

 

После прочтения книги «Мир по Новикову» Андрея Гусева, я совершенно уверена в том, что её просто необходимо сделать настольной книгой каждого президента, чтобы знать, как не надо делать историю, как не надо руководить страной. Слава Герострата, уничтожившего одно из семи чудес света — храм Артемиды в Эфесе, это не та слава, к которой надо стремиться.

Закрывая книгу, видишь на обложке слова-предостережения, в которых ирония перерастает уже в сарказм: «Все персонажи этой книги, включая известных политиков, являются плодом воображения автора. Если же обнаружатся некие совпадения с российской действительностью, то тем хуже для последней».

Куда уж хуже…

 

                                                                                                        Ирина Горюнова.

 

Библиография: Андрей Гусев, «Мир по Новикову», М., «Вест-Консалтинг», 2007.

 

 



Hosted by uCoz